МП может обеспечить и более згон автомобиля, контролирует его скорость, что позволяет остановить при малой длине тормозного пути, ановить на автомобиле миниатюрный радиолокатор, ет и останавливать машину при опасном сближении с автомобилями. Нужны также сведения о скорости движения автомобиля, стоянии до впереди идущей машины, обочины и т. п. Все цриборы и преобразователи, обеспечивающие получение такой ищ мации, относятся к внешним устройствам МП или ЭВМ того, к ним относятся и исполнительные механизмы (управляй подачи топлива, торможения, включения сигналов). А елси должен вести автомобиль по заданному пути, то и рулевое равление.
Работой всех внешних устройств заведует внешний интерфей. Начнем с простого интерфейса. Попробуем соединить датчик показывающие работу двигателя, с МП. Все датчики и изме тельные преобразователи можно разделить на две группы: од чики, выдающие сигналы в виде кодов, датчики, сигналы ко рых кодами не являются. В первом случае датчик прямо или через согласующее ройство подключается к МП. Возьмем, например, датчик, ко рый измеряет частоту вращения двигателя. Для этого на двигателя можно поставить тахогенератор. Переменный ток, частота которого прямо зависит от ча« ты вращения двигателя, поступает на формирователь импуль ФИ— это обычно триггер, а импульсы с выхода гера — на счетчик импульсов СИ. Выход счетчика соединен рез порт с магистралью. В вычислительной технике портом зывают устройство, к которому можно подключить какой-то' мерительный прибор или преобразователь. Порт работает довольно просто. Представьте, что к регистра вентилей подключены разряды какого-либо измерь ного преобразователя, входящего в состав УВВ. В данном числа оборотов вала автомобильного двигателя, дешифратор по адресной магистрали поступит от МП ад-счетчика, то дешифратор сработает. Для этого итоговым датчиком и портом нужно включить преобра-оторый бы превращал аналоговый сигнал в дискрет-преобразователь называется аналого-цифровым преем (АЦП). Но эти сигна-управлять карбюратором (положением его заслонки) ожения, опережением зажигания и т. п. В первом случае — в угол поворота заслон а во втором — в усилие нажима на колодки тормозов. Если э гидравлические тормоза, то в усилие нажима на поршень торы ного цилиндра.
Для преобразования кода в поворот заслонки можно поставить шаговый электричес двигатель, о котором упоминалось в двенадцатой беседе, у поворота ротора в таком двигателе зависит от числа поданн на него импульсов . Встает задача — превратить код число импульсов.
Как это можно сделать? Дешифратор тут не поможет. При подаче на дешифратор кода он выдаст только один импульс одной из шин, номер которой отвечает этому коду. А нам ну столько импульсов, сколько показывает код. Например, при к 101 нужно пять импульсов и т. п. Сделать это можно с помо двоичного счетчика, работающего на вычитание. Такой счетч нужно дополнить вентилями, с помощью которых можно ввести требуемый код. Таким образом, если шаговый двигатель п ключить к этой схеме, то на него поступит то количество импу сов, которое отвечает кодовой комбинации, установленной на счетчике. Это обычно единицы, а то и де ки ватт. С логических элементов поступают микроватты и ми-ватты, которые следует усилить. Так, код с МП может управл углом поворота заслонки карбюратора.
Теперь посмотрим, как соединить эти датчики и АЦП с процессором. Например, ин могут отличаться количеством и назначением магистр, а показан интерфейс с двумя магистралями: о. устройств ввода данных, а другая — для устройствi вы рис. 16,7,6 приведена схема интерфейса с одной обше ралью для всех внешних устройств МП. Она называв шиной.
В переводе с греческого одно из значений слово программа (programma) означает последовательность действий. Эта после-довательнссть может задаваться двумя способами: с помощью механизмов или схем, созданных специально для выполнения требуемых действий, и с использованием контроллеров. Например программное устройство для включения огней иллюминации или уличных реклам содержит двигатель, который приводит во вращение вал с шайбами с выступами — кулачками Кулачок каждой шайбы может при своем вращении упираться в рычаг, несущий на себе электрические контакты. Эти контакты и включают исполнительные устройства: лампочки гирлянд или огней светофора. Цикл работы такого устройства занимает 30 с.
|