В конце лета 1932 г. одна из первых моделей скоростного самолета молодого авиаконструктора Александра Сергеевича Яков, лева вышла на аэродром. Испытания новой машины в условиях полета, проведенные шеф-пилотом Юлианом Пионтковским, по-казали очень высокую по тем временам скорость самолета. Далее предоставим слово авиаконструктору;
«Уже первые полеты машины произвели впечатление. Командование Военно-Воздушных Сил пожелало посмотреть наш самолет в полете. В тот день с утра стояла плохая погода, моросил дождик, и когда приехали военные, долго совещались, стоит ли машину выпускать в полет. Наконец решили, что можно. Пионтковский сел в самолет на свое место и опробовал мотор. После короткого разбега самолет легко оторвался от земли, набрал высоту сто пятьдесят — двести метров, над Петровским парком развернулся и на полной скорости низко промчался над присутствующими. Я был в страшном напряжении. Вдруг над южной границей аэродрома, в районе Хорошева, от самолета отделилась какая-то блестящая полоска, и машина, не уменьшая скорости, плавно пошла на снижение, скрывшись за деревьями. Отвалившаяся часть, вращаясь в воздухе, медленно падала на землю.
Это потрясло меня. Самолет должен был сделать еще два-три круга и сесть на аэродром, а он вдруг исчез. Меня засыпали вопросами: «Что случилось, где самолет?» — но я не мог вымолвить ни слова. Стоял и ждал, что машина вот-вот вынырнет из-за деревьев. Но самолет не появлялся. Тогда все бросились к автомобилям, и по шоссе мы помчались в направлении скрывшегося самолета. По дороге мы узнали, что он приземлился где то за Ваганьковским кладбищем, в районе товарной станции.
Я весь дрожал. Мне было мучительно тяжело, страшно за летчика и за пассажира. Но, приехав на место аварии, вздохнул с облегчением: люди целы и машина цела. Я подошел к самолету и обнаружил, что на правом вырван элерон и размочаленная обшивка повисла лохмотьяг Элерон оторвался в полете, и мы его с аэродрома видели маленькую блестящую полоску, падающую на землю. Оказалось, что авария случилась из-за ошиб-пущенной при конструировании... »
Сегодня по-авария почти неминуемо привела бы к катастрофе. Однако даже применение ЭВМ не дает полной ии, что после изготовления самолета не возникнут случай аналогичные описанной выше. Поэтому после изготовле первого экземпляра самолета его тщательно проверяют, т. е. уют его на прочность. Основную часть таких исследований ят еще на земле.
|