Затем образовавшийся расплав остывает и затвердевает, образуя прочное «точечное» крепление поверхностей. Этот вид сварки широко применяется в автомобильной промышленности. Робот, предназначенный для такого типа сварки, показан на рисунке Сварка сплошным швом осуществляется с помощью электрической дуги. В качестве одного из электродов, между которыми образуется дуга, используется проволока из специального сплава (сварочная проволока). Она при возникновении дуги между нею и другим электродом (им, как правило, служит соединяемая деталь) плавится. Проволока перемещается вдоль стыковочного соединения, куда попадает при этом расплав. Остывая, он и образует соединительный шов. Отечественный робот, выполняющий этот вид сварки.
Ясно, что сварка, с одной стороны,— довольно неприятная и даже в какой-то мере опасная для человека операция: электрическая дуга излучает очень яркий свет (видели, как приходится сварщику предохранять от него глаза защитными очками или экраном?), в ней создается область высокой (порядка тысяч градусов) температуры, некоторые вещества, используемые в процессе сварки для упрочения шва и частично испаряющиеся при такой высокой температуре, вредны для здоровья. Все эти и подобные факторы делают заманчивой перспективу выполнения сварки роботами, а не людьми.
Использование роботов-сварщиков позволило коллективу Научно-исследовательского института технологии автомобильной промышленности разработать принципиально новую роботизированную линию сварки кузовов автомашин для Московского автомобильного завода им. Ленинского комсомола. Принципиальное отличие этой линии от предшествующих состоит в том, что она дает возможность сваривать на одном потоке несколько моделей кузовов, причем переход на другую модель происходит без остановки технологического процесса. Это достигается благодаря тому, что роботизированная линия позволяет, изменив программу управления конкретными роботами и заменив минимальное число вспомогательных приспособлений, сразу же начать выпуск новой модели или модификации кузова. Распоряжается этим процессом оператор. В определенный момент времени, когда на поток поступают детали для новой модели, он вводит в управляющее устройство роботов, выполняющих транспортные операции, новые координаты и соответствующие геометрические параметры кузовных деталей, а роботы-сварщики получают от него необходимую информацию о толщине металла, геометрии новых деталей и новые параметры сварки. Затем по его сигналу все роботы на линии начинают трудиться над изготовлением уже другой модели.
|