На том же прокатном стане к прибору, сигнализирующему оператору об отклонении размера ленты, можно добавить еще одно устройство. Оно будет управлять расстоянием между валками,, регулируя толщину ленты. Если толщина увеличится, устройство сблизит валки, а если лента станет тоньше заданной, то, наоборот, увеличит расстояние между валками. Тогда прокатный стан уже будет сам следить за толщиной ленты, т. е. работать автоматически.
Прибор для измерения толщины прокатываемой ленты, устройство, определяющее, на сколько эта толщина отличается or заданной, и устройство, управляющее расстоянием между валками, составляют систему автоматического управления (САУ).
А что же будет делать человек-оператор? Ему дел хватит. -Нужно следить за температурой металла, за его своевременной подачей на стан, состоянием оборудования и за многими другими^ приборами, в том числе и за состоянием самой САУ. Да и вообще, сложные и дорогие машины, к которым относится прокатный стан, оставлять без присмотра человека рискованно. Системы очувствления могут быть самые различные случаи, которые невозможно предусмотреть и где вмешательство человека необходимо. Такие системы называют уже не авто, матическими, а автоматизированными системами управления (АСУ). Их еще называют человеко-машинными системами управления.
Но ведь есть большие и сложные ракеты, которые летают без людей? Правильно, но это другое дело. Присутствие на некоторых из них человека вообще недопустимо. Он неминуемо погибнет. Так что там, где человек может подвергнуться хоть какой-то опасности, обязательно применяют надежные в работе автоматические приборы и САУ.
Мы только чуть-чуть коснулись огромного мира умных машин, приборов и автоматов. Чтобы поближе познакомиться со всей этой техникой, надо составить специальную программу, которая позволит последовательно проникнуть в нее. Но будем требовательны и к себе. Включим в программу блок проверки наших знаний, который позволит контролировать наш научный багаж.
|