В первую очередь это к первичным преобразователям и датчикам; так как именно их приспосабливают к особенностям в каждой области применения. Когда на датчики воздействует какой-либо процесс, они вырабатывают сигнал. Сигнал поступает в прибор или автоматическое устройство. Можно сказать, что датчики выполняют по отношению к прибору или автомату ту же роль, что и органы чувств в живом организме. Поэтому в технике появился новый термин: элементы, органы и даже системы очувствления.
Во вторую группу войдут все вторичные преобразователи — различные функциональные элементы. Они участвуют в обработке и преобразовании сигналов. Если продолжить сравнение с живым организмом, то эти элементы выполняют роль различных внутренних органов: сердца, легких, печени. Роль мозга выполняют логические и вычислительные устройства, в частности, пороговый элемент и датчик включения в распознающем автомате.
Конечно, это очень простые, даже можно сказать самые примитивные логические устройства. Относятся такие устройства к третьей группе элементов — логических. В более сложных вариантах их действие напоминает или, как говорят, «моделирует» работу различных более высоко организованных элементов живых существ. Особенно сложные устройства могут моделировать работу отдельных участков головного мозга человека.
Термин моделировать происходит от латинского modulus и имеет значение меры, образца. Используется в науке и технике для более наглядного, а в некоторых случаях и для упрощенного представления и изучения различных предметов, явлений и процессов. Моделируется даже поведение живых организмов. Из таких моделей в автоматике одной из первых получила известность модель, названная «мышь Шеннона», по имени одного из основателей науки об управлении, — кибернетики. Клод Шеннон изучал некоторые особенности поведения живых существ, обладающих способностью к обучению. Он предложил, что в основе их обучения лежит тесное взаимодействие памяти и логических элементов, т. е. элементов, способных оценивать события. Пусть даже самых простых, например, совпадают или не совпадают два или более каких-либо действий. Но сделать предположение или, говоря по-научному, выдвинуть гипотезу еще далеко не означает, что на самом деле в природе все происходит именно так. Основой подтверждения любого научного предположения, любой гипотезы служит ее проверка на практике. Для такой проверки обычно проводится эксперимент: искусственно создается в соответствии с предположением или гипотезой какое-то устройство, прибор или машина.
Так и поступил Шеннон. Для проверки своей гипотезы он создал модель простейшего обучающегося автомата, представляющего собой маленькую тележку с электродвигателем и рулевым управлением, питающимся от батарейки. У тележки были два усика, которые вызывали поворот руля в тех случаях, когда они упирались в какое-либо препятствие на пути ее движения. Внешнему облику тележки была а форма мыши.
|