Между тем известно, управляющему автомобилем, для того чтобы на какой-либо сигнал, повернуть руль или нажать на юза или газа, нужно некоторое время. Это время от появлення сигнала, допустим, красного цвета светофора, начала торможения. Даже у хорошо тренированного он составляет не менее 0,1 с (этот промежуток времени гентным периодом). Само движение (нажим на пе-руля) совершается также не менее чем за 0,2 с. гзом, в лучшем случае общее время «срабатывания» доставляет примерно 0,3 с. За это время ракета улетит.
Moe относится и к задачам, встречающимся на провидев промышленной продукции изготавливается во ee чем проверяются размеры и качество. По телевизору свали, как делают стальную ленту или листы: рас-беяа болванку металла пропускают между двумя иощнмися валками. Лента вылетает из них раскалена со скоростью автомобиля — более 100 км/час.
А ведь нужно непрерывно измерять ее толщину. Ясно, что к лентег можно будет подступиться только через несколько часов, после того как она остынет. А человеку-оператору, управляющему работой стана, необходимо знать толщину ленты или листа не через час, и даже не через минуту, а именно в данный момент, чтобы успеть отрегулировать стан, если толщина ленты изменилась. И здесь на помощь ему приходят приборы, которые успевают за тысячные доли секунды не только измерить толщину ленты, но определить, на сколько эта толщина отличается от заданной.
Со скоростью пулемета работают автоматические станки, выпускающие болты, винты, гайки (их в машиностроении называют общим словом — крепеж). Если человек попытается проверить их вручную, то пока он измерит один винт, рядом с ним вырастет горка непроверенных. Значит, к одному такому станку-авто мату только для проверки нужно поставить несколько десятков человек?
Вы можете спросить, всегда ли требуется сплошная проверка» Конечно, не всегда. Взять, к примеру, детский конструктор. Допустим у его винта оторвалась головка. Оказалось, что канавка в резьбе крайнего витка сделана глубже, чем у всех остальных. А у двух гаек резьба оказалась наполовину срезанной. Хотя это и плохо, но для детского конструктора не очень страшно. Выбросил плохой винт или гайку и поставил другие. Если же гайкой с сорванной резьбой привернули переднее колесо автомобиля или «подрезанный» винт поставлен в какую-либо важную часть самолета, может произойти авария, а то и катастрофа.
Поэтому в технике применяют специальные приборы и устройства, автоматически контролирующие правильность и точность изготовления выпускаемой продукции. С их помощью осуществляются не только измерения и контроль, но управление многими промышленными процессами, транспортом, связью.
|