Рассмотрим подробнее отдельные этапы этого перехода.
Системы, работающие в реальном масштабе времени. Первые вычислительные центры обрабатывали заявки автономно, независимо друг от друга, при этом заявки из отдаленных районов доставлялись вручную и обрабатывались на месте. С появлением систем, работающих в реальном масштабе времени, а также систем, объединяющих ЭВМ и терминалы с помощью каналов связи, стала возможной обработка с терминалов, установленных в отдаленных районах.
Эффективное использование каналов связи. Для более эффективного использования каналов связи в сетях стали применять концентраторы каналов, интеллектуальные терминалы, реализующие часть функций обработки и тем самым уменьшающие нагрузку на каналы связи; устройства предварительной обработки, специально предназначенные для управления передачей с целью загрузки центра, и ряд других устройств.
Формирование сети ЭВМ. На следующем этапе совершенствования технологии передачи данных стали формироваться сети ЭВМ. Такая сеть представляет собой объединение вычислительных систем ряда функциональных подразделений промышленного предприятия (например, системы ведения торговых операций, системы контроля готовой продукции); объединение крупного вычислительного комплекса фирмы с ЭВМ филиалов, рассредоточенных по стране; объединение ЭВМ разных промышленных предприятий, на которых обрабатывается однородная информация (объединение систем оптовых фирм, заводских систем); объединение вычислительной системы промышленного предприятия со специальным центром базы данных (например, с базой патентных данных) и другие.
До середины 70-х годов в каждой системе, реализующей передачу данных, устанавливались специфические правила передачи (протоколы) и по-своему распределялись функции системы. Естественно, технология и формы ввода и вывода данных были индивидуальные, что сильно затрудняло освоение этих систем, а тем более организацию их взаимодействия. Поэтому для проектирования высокопроизводительной крупномасштабной сети ЭВМ (подобной той, о которой говорилось в предыдущем разделе) возникла настоятельная необходимость в разработке на основе системного анализа единых протоколов, распределения функций между составляющими компонентами сети и решением ряда других проблем. В 1974 г. фирма IBM предложила сетевую архитектуру SNA (Systems Network Architecture). Ее примеру последовали другие фирмы. Потребность во взаимном обмене информацией различных фирм привела к необходимости стандартизации сетевых структур.
|