Создание самодвижущихся судов и других машин в XIII в. предвидел английский ученый (францисканский монах) Роджер Бэкон. Примерно в это же время в Европе появились первые механические башенные часы с одной стрелкой. А два столетия спустя появились первые карманные пружинные часы, изобретение которых приписывается голландскому мастеру Хенлейну, сконструировавшему маятниковые часы.
Часовой механизм стал довольно широко использоваться в разного рода автоматах, и прежде всего для приведения в действие всевозможных фигурок ангелов, животных, которыми украшались дворцы правителей государств и их вельмож. Технические возможности средневековья позволили уже создать и первые подвижные человекоподобные механизмы. Впоследствии они получили название андроидов (от греческого слова anthropos — «антропос», т. е. человекоподобный). Знаменитый средневековый алхимик Альберт Великий еще в XIII в. имел куклу-андроида, которая открывала и закрывала дверь, кланяясь при этом входящим.
Однако настоящий расцвет механических автоматов приходится на XVIII в. В 1738 г. французский механик Жак Вокансон создал подлинное произведение искусства — механических флейтиста и барабанщика, игравших на своих инструментах. Флейтист в сидячем положении вместе со своим пьедесталом достигал 170 см в высоту. Он играл двенадцать разных пьес, производя звуки вдуванием воздуха изо рта в отверстие флейты и изменяя ее тоны действием пальцев на отверстия инструмента. Другой андроид Вокансона играл левой рукой на провансальской свирели, правой — на бубне и прищелкивал языком по обычаю провансальских свирельщиков. Порхающая жестяная утка того же механика — едва ли не самый совершенный из всех известных автоматов. Она «не только подражала с необычайной точностью всем движениям, крику и манерам поведения своего оригинала: плавала, ныряла, плескалась в воде, но даже клевала пищу с жадностью живой утки и выполняла до конца при помощи скрытых внутри нее химических веществ обычный процесс пищеварения». Искусные человекоподобные автоматы были созданы также Швейцарскими часовщиками отцом и сыном Пьером и Анри Дроимер, механический писец, сконструированный о, окунал в чернильницу гусиное перо, выводил им на бумаге, а затем, сдвинув голову, оглядывал написанное. Существование андроидов, выполняющих нужные операции, служило поначалу веским аргументом в у теории Декарта и Леметри. Хотя представление о человеком организме как о самозаводящейся машине, подобной, своему механизму, сегодня с научной точки зрения не выдернет никакой критики, в то время оно было шагом вперед в пытке понять природу живого.
Многие замечательные механизмы были в различное время созданы русскими умельцами. В 1606 г. в Московском Кремле был поставлен медный цербер — злой пес «о трех головах», щелкающий зубами и извергающий пламя из пастей и ушей. А в 1673 г. мастер на все руки Петр Высоцкий сделал для Коломенского дворца механических рыкающих львов. Знаменитый механик-самоучка И. П. Кулибин в это же время собрал часы с театральным автоматом, а в 1820 г. в Петербурге был открыт «Храм очарований», в котором прислуживали механические слуги. Все эти, на первый взгляд, «несерьезные» изобретения были на самом деле важным этапом развития техники. По словам К. Маркса, «...в XVIII в. часы впервые навели на мысль применить автоматы (а именно пружинные) к производству». Но все же они были очень далекими прообразами нынешних промышленных роботов, так как действовали на основе принципов и законов одной лишь механики. И хотя со временем для приведения в действие различных механизмов и стали использовать тепловые и электрические двигатели, это мало изменило суть применения машин на промышленных предприятиях как механических помощников человека. Чтобы родилась современная робототехника, потребовалось немало времени и научных поисков для развития других, совершенно не связанных с механикой областей науки и техники.
|