Другой способ уменьшения вероятности столкновения пакетов реализован в системе CSMA (параллельного доступа с контролем несущей), в которой посылка пакета начинается только лишь после освобождения тракта передачи. Столкновения в системе CSMA возможны лишь в том случае, когда два узла начинают одновременно пересылать сигнал сразу после освобождения тракта передачи. Поэтому вероятность возникновения столкновений резко снижается. Когда в системе CSMA некоторый узел пересылает пакет, то запросы, возникшие в других узлах во время передачи, ожидают ее окончания. Поэтому сразу же после окончания передачи одного пакета может иметь место столкновение пакетов. В зависимости от того, каким способом должен начинать передачу узел, ожидающий своей очереди, системы CSMA подразделяются на системы типа, типа-N и типа-р. В системах типа-I передача пакета начинается сразу же после освобождения тракта передачи. Вероятность возникновения столкновения в такой системе больше, чем для систем типа-р и типа-ЛЛ
В системах типа-N, если канал оказывается занятым, передача пакета откладывается на более поздний момент, что требует корректировки расписания пересылки пакетов с учетом появившихся требований. Вероятность возникновения столкновений в такой системе незначительна, однако вероятность простоя тракта передачи оказывается большой, а производительность системы в целом невысокой.
Система типа-р представляет собой некий компромиссный вариант систем типа-I и типа-N. В этой системе после освобождения тракта передачи пересылка пакета начинается с вероятностью р, а корректировка расписания передачи с вероятностью (1—р). Если известна зависимость между вероятностью появления запроса на передачу пакета и ее длительностью, можно определить оптимальное значение вероятности р. Использование оптимальной величины р обеспечивает небольшие величины как вероятности возникновения столкновений, так и вероятности простоя тракта передачи. При этом характеристики системы в целом оказываются оптимальными. Если нормированную задержку передачи сигнала по шине принять равной 0,01, то теоретически верхние границы производительности составят 52, 83 и 81 % для систем типа-/, типа-р и типа соответственно.
В системах CSMA, как и в системах Aloha, факт приема посланных данных устанавливается с помощью пакета с подтверждением приема, посылаемого с приемного узла. В системах CSMA типа 1Хя подтверждение приема можно реализовать, как и в системе Aloha, путем резервирования специального канала для подтверждения приема. В системах CSMA типа подобный способ подтверждения приема оказывается проблематичным. В тех случаях, когда пакет с подтверждающим ответом не поступает за определенный промежуток времени, предполагается столкновение посланного пакета и организуется его повторная передача. Длительность ожидания подтверждающего ответа зависит от способа корректировки расписания передачи, а также от времени допустимого простоя системы и времени двойного пробега сигнала в случае столкновения.
|